Концепция по технологии: анализируем и обсуждаем

24 декабря 2018 года на коллегии Министерства просвещения Российской Федерации утверждена Концепция преподавания учебного предмета «Технология».

Концепция стала вторым важным обновлением технологического образования после 1993 года, когда вместо уроков труда появились уроки технологии.

Что нового привнесла принятая концепция и как будут проходить современные уроки технологии, редакция сайта обсудила с заведующей редакции технологического образования для школ АО «Издательство «Просвещение» Панкратьевой Марией Евгеньевной и ведущим методистом редакции Хангуевым Константином Борисовичем.

Будут ли кардинальные изменения на уроках технологии с принятием предметной концепции?

Мария Панкратьева: Концепция дополняет уже имеющуюся нормативно-правовую базу по предметной области «Технология». Ещё в 2015 году была одобрена новая Примерная основная образовательная программа по технологии, которая кардинально изменила содержание данного предмета. Программа стала единой и универсальной как для мальчиков, так и для девочек, как для сельских, так и для городских школ. А новая Концепция закрепила эти изменения и дополнила наше понимание целей технологического образования.

Какие положительные моменты вы бы выделили в Концепции?

Константин Хангуев: Среди положительных моментов в Концепции я бы выделил, во-первых, необходимость модернизации материально-технического обеспечения кабинетов технологии, во-вторых, обновление содержания с учётом в изучении предметной области «Технология» как традиционных, так и наиболее перспективных технологических направлений и, в-третьих, создание системы выявления, оценивания и продвижения успешных обучающихся.

А под новую Программу и Концепцию разработаны ли учебники?

Мария Панкратьева: В издательстве «Просвещение» уже долгие годы существует две линии учебников по технологии для начальной школы. Они полностью соответствуют требованиям Концепции, ФГОС и ПООП НОО. А вот для 5-9 классов мы совместно с авторским коллективом Владимира Михайловича Казакевича в 2016 году разработали совершенно новые учебники по технологии. Учебники были разработаны на основе уже одобренной Примерной основной образовательной программы основного общего образования 2015 г. и требований, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО). Они соответствуют также и требованиям предметной Концепции, опубликованной 30 декабря 2018 года.

           

Расскажите о особенностях новых учебников.

Мария Панкратьева: Во-первых, учебники знакомят как с традиционными, так и с современными и перспективными технологиями (от ручного труда к роботизированному производству), во-вторых, содержание построено по концентрической схеме (от простого к сложному), в-третьих, мы постарались разработать практические, исследовательские и проектные задания для работы как в учебных кабинетах, так и в мастерских, и на пришкольном участке. Это даёт возможность выбора практической работы с учётом МТБ и возможностей класса. В-четвёртых, в помощь учителю технологии мы разработали полный учебно-методический комплект, куда входят рабочая программа, учебник (в печатной и электронной формах), пособие для учащихся, методическое пособие и учебное пособие «Моя будущая профессия. Тесты по профессиональной ориентации школьников. 8-9 классы».

Правильно ли мы понимаем, что в соответствии с Концепцией деления классов на мальчиков и девочек больше не будет?

Константин Хангуев: И да и нет. Это сложный вопрос. Прежде всего необходимо учитывать, что «Технология» — это практико-ориентированный предмет. Следовательно, в соответствии с пунктом 3.1. ПООП ООО при проведении занятий по технологии (в 5-9 классах) класс делится на две группы с учётом норм по предельно допустимой наполняемости групп. Таким образом, учитель технологии может разработать рабочую программу с учётом деления класса на две подгруппы, где группа А направлена на более подробное изучение технологии получения и преобразования древесины, технологии получения и преобразования металлов, а группа В нацелена на более подробное изучение технологии получения и преобразования текстильных материалов, технологии обработки пищевых продуктов. Это возможно реализовать посредством изменения количество часов на изучение тех или иных тем при сохранении всего материала и объёма часов. Это даёт возможность разработать рабочую программу под каждую группу с учётом её интересов и материально-технической базы.

Таким образом, новые учебники в полной мере реализуют требования предметной Концепции и позволяют воспитать современного человека, который не только будет владеть трудовыми приёмами, но и иметь базовые компетенции необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.

Заказы на издания можно оформить в интернет-магазине «Просвещение» https://shop.prosv.ru/.

По вопросам оформления государственных контрактов обращайтесь к Трофимовой Галине Владимировне: тел.: 8(495)789-30-40 (доб. 4144), GTrofimova@prosv.ru.

Наши контакты

Центр технологического образования АО Издательство «Просвещение»

+7 (495) 789-30-40

technology@prosv.ru

С удовольствием ответим на вопросы про продукцию Центра и сотрудничество

Задать вопрос

Подпишитесь на новости центра

Узнавайте вовремя про новости, вебинары и конкурсы

Напишите Ваш email
Ваш вопрос отправлен администратору!