УМК по технологии под редакцией В.М. Казакевича: что нового

Традиционно учебники для курса «Технология» в основной школе содержательно и композиционно строились по схеме учебников для ранее существовавшего предмета «Трудовое обучение». При таком подходе у школьников не формируется целостное представление о техносфере и современных технологиях, поскольку в каждом классе они знакомятся с ними частично — когда сами делают простые изделия.

Кроме того, в большинстве действующих учебников по технологии сохранился гендерный и отраслевой подход. Фактически по содержанию это учебники по трудовому обучению 70—80-х годов прошлого века. Трудовая направленность сохранилась даже в названиях учебников: технический труд, обслуживающий труд, сельскохозяйственный труд.

Чтобы понять, каким должен быть современный учебник, нужно для начала дать определение технологии. В него войдёт как «технология в чистом виде», т.е. методы и техника производства товаров и услуг (dissembled technology), так и embodied technology — технология как способ организации производства (методы, квалификация работников, машины, оборудование, сооружения, целые производственные системы, инфраструктура, а также продукция с высокими технико-экономическими параметрами).

Авторы нового УМК для 5—9 классов, опираясь на существующие определения технологии, вывели своё:

Технология — это построенный по алгоритму комплекс организационных мер, операций и методов воздействия на вещество, энергию, информацию, объекты живой природы или социальной среды.

Этот комплекс:

  • зависит от имеющихся материальных и интеллектуальных средств, уровня научных знаний и квалификации работников;
  • обеспечивает возможность стереотипного получения желаемых конечных результатов труда;
  • обеспечивает получение конечных результатов, обладающих потребительной стоимостью: материальных объектов, энергии или работы, материализованных сведений,нематериальных услуг, выполненных обязательств.

Именно с учётом этого определения авторы выстроили содержание нового курса технологии в 5-9 классах.

В отличие от традиционных учебников, посвящённых конкретным отраслям производства, новый курс состоит из 11 тем.

Это позволяет школьникам получить цельное представление о роли технологий в преобразовании окружающего мира, увидеть, как достижения науки и техники, о которых рассказывается в курсе химии, физики, биологии, реально используются на производстве.

В основной школе каждый учебник с 5-го по 9-ый класс содержит эти 11 тематических линий. Структурно содержание тем разделено на две части: 1-я часть — теоретическая (информация), 2-я часть — практическая (прикладная), и в этом тоже новизна учебника.

В теоретической части школьники узнают о средствах, методах, элементах инфраструктуры, необходимых для получения, преобразования, применения и утилизации соответствующих объектов технологического воздействия: веществ, материалов, энергии, информации, объектов живой природы и объектов социальной среды. Каждый параграф заканчивается вопросами для повторения и усвоения учебного материала. Часть вопросов выходит за рамки содержания учебника, для ответов на них требуется дополнительная информация из других источников.

В практической части представлены варианты практических и проектных заданий, лабораторно-практические и практические работы, творческие проекты и др. При их разработке авторы учитывали реальные возможности школ с разным уровнем материально-технического оснащения.

Все работы могут проводиться фронтально при наличии достаточного числа комплектов необходимого оборудования. В этом случае они могут быть организованы сразу после прохождения материала, или непосредственно в процессе изучения той или иной темы. Работы, требующие применения сложного и дорогого оборудования, представленного в кабинете технологии единичными образцами, могут проводиться в форме практикума. При этом учащиеся в цикле работ будут знакомиться с разными технологиями. Во время проведения практикумов группы делятся пополам, а занятия ведутся разными учителями.

Практические работы по технологиям индустриального и сельскохозяйственного производства представлены в учебниках в двух вариантах. Первый вариант рассчитан только на кабинетные лабораторные и учебно-практические занятия в школе, обеспечивая минимальный необходимый уровень практической деятельности по технологиям растениеводства и животноводства. Второй вариант практических работ может быть реализован в том случае, если образовательная организация имеет кабинеты и мастерские технического и обслуживающего труда, пришкольные учебно-опытные участки, фермы, учебно-материальную базу реального производства и др.

Новый УМК по технологии под редакцией В.М. Казакевича сейчас получил положительные заключения экспертов и сейчас проходит апробацию в школах. Авторы надеются, что он поможет воспитать современного человека XXI века, не просто владеющего некоторыми трудовыми приёмами, но имеющего общее представление обо всех возможных технологиях преобразования материалов, энергии и информации, свободно ориентирующегося в мире профессий, обладающего целостными знаниями о природе и обществе во всём их многообразии.

Наши контакты

Центр технологического образования АО Издательство «Просвещение»

+7 (495) 789-30-40

technology@prosv.ru

С удовольствием ответим на вопросы про продукцию Центра и сотрудничество

Задать вопрос

Подпишитесь на новости центра

Узнавайте вовремя про новости, вебинары и конкурсы

Напишите Ваш email