Продолжаем знакомить вас с опытом учителей, которые выполняли с учениками межпредметные проекты, включающие в себя в том числе и применение технологических знаний. Майя Вениаминовна Шумова, учитель начальных классов ГБУСОШДО г. Москвы «Класс-центр», рассказывает о совместной работе над темой «Космос» и объясняет, почему эта тема актуальна для учеников начальной школы.

В начале учебного года учеников 2 «А» класса заинтересовала тема космоса, которую мы изучали в курсе «Окружающего мира». Они вылепили созвездия из пластилина, даже рассказывали легенды о созвездиях, но были разочарованы тем, что эта тема быстро закончилась. Дети не хотели останавливаться, задавали много вопросов и делились дополнительными знаниями друг с другом. В конце концов, чтобы ответить на все вопросы, мы решили взять эту тему для более научного изучения. Так началась наша работа над проектом «Космос».

Актуальность работы состоит в повышенном интересе детей 8 лет ко всему непознанному, далёкому, необъяснимому, желании разгадать великие загадки природы и всё же оставаться детьми, фантазировать и играть.

Цель проекта: изучить космическое пространство через изучение научной литературы, познавательных фильмов, экскурсии в планетарий; познакомиться с художественной литературой, связанной с темой космоса, сочинить свою космическую историю, создать мультфильм.

Задачи проекта:

  • получить представление о космическом пространстве, небесных телах, закономерностях космического мира, особенностях разных планет, их удалённости и зависимости их жизни от Солнца (литература и другие источники);
  • эмпирическим путём представить жизнь в космическом пространстве (планетарий);
  • самостоятельно подготовить сообщение и выступить перед аудиторией (классом) с лекцией, презентацией, обсуждением заданной темы;
  • с помощью разных подручных средств создать объёмные фигуры планет, звёзд, созвездий;
  • познакомиться с литературными произведениями, связанными с космосом. (Экзюпери «Маленький принц; Хокинг «Джордж и тайны Вселенной», Циолковский «Путь к звёздам», Петрановская «Звёздное небо», Дубкова «Сказки звёздного неба», Санье Кристин «Космос», Глен «Про космос, чёрные дыры и всё такое прочее», Филипп «Тайны Вселенной» и т.д.);
  • учиться фантазировать (сочиняем историю собственной планеты);
  • научиться взаимодействовать в группе в процессе совместной творческой деятельности;
  • научиться взаимодействовать в группе в разных ролях (лектора и слушателей) в научной части проекта.

На первом этапе проекта дети увлеклись научными знаниями и открытиями в выбранной теме. Они искали информацию, сами выступали с докладами друг перед другом, показывали презентации, научно-познавательны фильмы, задавали вопросы и отвечали на них. Темы были самые разнообразные:

Арсений

Солнечная система

Маша

Кольца Сатурна

Вера

Млечный путь

Артем

Космические путешествия

Артем

Звёзды

Настя

Есть ли жизнь на Марсе

Аня

Музы неба (созвездия)

Лада

Солнце – наша Звезда

Руслан

Энцелад

Даниил

Гравитация

Даша

Луна – спутник Земли

Марта

Почему падают звезды

Аня

Погода на планетах

Миша

Галактический каннибализм

Маша

Инопланетяне среди нас

Катя

Кометы

Соня

Юрий Алексеевич Гагарин

Миша

Чёрные дыры

Ваня

Первые шаги в космосе

Егор

Покоритель планет «Вояджер 2»

Всю информацию собрали в большую книгу. За время сбора и обмена информацией дети всем классом вместе с родителями посещали планетарий с научно-популярными фильмами, сферический кинотеатр Зыркус, где создаётся эффект присутствия в космосе благодаря технологии 3D, совершили «прыжок через стратосферу» (побывали в невесомости). В класс приезжал учёный с лекцией «Необыкновенные небесные явления» и сферическим планетарием, раскинувшемся прямо в классе. Дети оказались в иллюзии космического пространства, наблюдали за движением Луны вокруг Земли, движением созвездий, метеоритов, сменой дня и ночи, задавали много вопросов и делились знаниями. Также мы посмотрели в классе документальные фильмы «Загадки Космоса», «Наша восхитительная Вселенная», «Погода на планетах», «Далёкие миры».

Всю информацию собрали в большую книгу. За время сбора и обмена информацией дети всем классом вместе с родителями посещали планетарий с научно-популярными фильмами, сферический кинотеатр Зыркус, где создаётся эффект присутствия в космосе благодаря технологии 3D, совершили «прыжок через стратосферу» (побывали в невесомости). В класс приезжал учёный с лекцией «Необыкновенные небесные явления» и сферическим планетарием, раскинувшемся прямо в классе. Дети оказались в иллюзии космического пространства, наблюдали за движением Луны вокруг Земли, движением созвездий, метеоритов, сменой дня и ночи, задавали много вопросов и делились знаниями. Также мы посмотрели в классе документальные фильмы «Загадки Космоса», «Наша восхитительная Вселенная», «Погода на планетах», «Далёкие миры».

К Новому году решено было украсить класс в стиле космического пространства. Родители помогли провести мастер-класс по созданию макетов планет и других элементов Солнечной системы. Мальчики обклеили большие шары бумагой, а девочки раскрашивали их краской в соответствии с цветом настоящей планеты. Получилось очень красиво! Батищев Арсений изготовил вместе с папой макет Вселенной.

Другой этап творческой работы связан с чтением литературных произведений о космосе и собственным сочинительством. После знакомства с «Маленьким принцем» Экзюпери мы провели занятие по созданию собственных планет и презентации их классу. Нужно было придумать историю планеты, её название, героев. Ребята отразили на своих планетах, конечно, собственные переживания и интересы, и очень активно поддерживали тех, у кого были, например, планета одинокой кошки или планета зла (придумали, как с неё спастись и звали в гости на свои планеты). Дети настолько включились в истории друг друга, что в конце занятия сами предложили создать Вселенную класса, где жители всех планеты дружат и приглашают друг друга в гости.

Эта игра в жителей планет ещё несколько недель не отпускала детей, заставляя придумывать новые истории и приключения. И даже на уроках русского языка часто, когда надо было придумать предложение или рассказ на какое-нибудь правило, учащиеся использовали образы героев своих планет и планет друзей. В результате мы решили собрать разные сказки и истории и объединить их в книжку. Так к нашей научной книге добавилась глава с литературным творчеством детей о космическом пространстве и его жителях.

А весной по мотивам литературного творчества мы решили создать мультфильм. Информационные технологии в школе позволяют ученикам освоить нужные программы для создания мультфильма. Под руководством учителя и помощника-родителя получился весёлый интерактив по созданию мультфильма. Ребята сообща придумали заключительную серию детективных историй жизни во Вселенной и назвали её «Спасение от Чёрной дыры». Затем нарисовали нужные кадры, увидели, как создаётся движение у рисованного мультфильма, а потом озвучили готовый мультик.

Было очень познавательно, весело, творчески. Многое создавалось «на ходу» с помощью «мозгового штурма» и командной работы. Создалась очень сплочённая, дружная команда, где одни рисовали, другие озвучивали, третьи нажимали кнопочки, четвёртые добавляли детали по ходу действия, придумывали движения и т.д. Хорошим итогом такого интерактивного занятия был показ готового мультфильма как результат работы дружной сплочённой команды.

Родители на протяжении всего проекта во всём помогали детям: организовывали экскурсии, мастер-классы, посещали их вместе с детьми, помогали найти интересную информацию для доклада, помогали украшать класс, поддерживали интерес к чтению. И это правильно. Детям важна поддержка родителей и уважение их к интересам ребёнка. Здорово, когда у детей и родителей есть совместная деятельность.

К окончанию проекта родители подарили детям книги, где собрали весь материал, созданный детьми, добавили много фотографий, собранных за время жизни в проекте и вложили туда диск с мультфильмом.

В апреле на конкурсе защиты проектов наш класс занял 1 место.

Главный результат нашего проекта – это создание дружного творческого коллектива детей и родителей, увлечённых и сплочённых общим делом.

А также результат нашей работы:

  • создание научного выступления с презентацией (индивидуальные результаты);
  • создание творческого писательского продукта (истории, сказки);
  • создание мульфильма (общий результат);
  • выставка рисунков о космосе;
  • оформление класса в космическом стиле;
  • создание книги “Космос” как собрание результатов всей творческой деятельности детей в ходе проекта (родители).

План проектной работы «Космос»

сентябрь

Выбираем тему проекта

октябрь

Составляем план работы, распределяем темы сообщений

ноябрь

Посещаем планетарий, Zыркус  (сферический 3Д-кинотеатр),читаем книги, собираем информацию

декабрь

Сообщения (доклады) детей, украшение класса в космической тематике к Новому году, смотрим док фильмы о космосе

январь

Сообщения детей (продолжение), просмотр фильмов,  встреча с лектором «Необыкновенные небесные явления»

февраль

Создаем свои планеты (по мотивам «Маленького принца»), сочиняем их истории

март

Собираем материал, подводим итоги, создаём мультфильм «Спасение из чёрной дыры»

апрель

Защита проекта в школе, выпуск книги «Космос»

Также Вы можете ознакомиться с Проектом "Времена года" в 1 классе и Проектом "Бабочки своими руками" во 2 классе

Список использованной литературы и других источников:

  1. Гарлик Марк  «Иллюстрированный атлас. Вселенная»
  2. Симон Филипп   «Тайны Вселенной»
  3. Шильников Лев « Удивительная космология»
  4. Кокс Брайан     «Чудеса Вселенной»
  5. Дубкова Светлана   « Книга о Луне: фамильные тайны Солнечной системы»
  6.  Экзюпери       «Маленький принц;
  7.  Хокинг Люси       «Джордж и тайны Вселенной»,
  8. Хокинг Люси      «  Джордж и Большой взрыв»
  9.  Ткаченко Александр     «  Циолковский .Путь к звёздам»
  10.  Петрановская Людмила      «Звёздное небо»,
  11. Дубкова Светлана       «Сказки звёздного неба»,
  12.  Санье Кристин       «Космос»
  13. , Глен Мерфи      «Про космос, чёрные дыры и всё такое прочее»,
  14. Документальный фильм «Космос. Вся Вселенная»   https://www.youtube.com/watch?v=CPN6ejLTnYA
  15. Документальный фильм «Загадки космоса»   https://www.youtube.com/watch?v=MBjbd_3FJqc
  16. Документальный фильм «Тайны Вселенной»   https://www.youtube.com/watch?v=MBjbd_3FJqc
  17. Документальный фильм «Погода в космосе»    https://www.youtube.com/watch?v=dJrZhptnzLc

 

Наши контакты

Центр технологического образования АО Издательство «Просвещение»

+7 (495) 789-30-40

technology@prosv.ru

С удовольствием ответим на вопросы про продукцию Центра и сотрудничество

Задать вопрос

Подпишитесь на новости центра

Узнавайте вовремя про новости, вебинары и конкурсы

Напишите Ваш email
Ваш вопрос отправлен администратору!