Проект «Времена года» в 1 классе

Редакция технологического образования для школ запускает цикл статей, в которых учителя рассказывают о проектах, которые они воплотили вместе с учениками и о том, как в работе над проектом им помог школьный предмет «Технология». В первой статье своим опытом делится Татьяна Анатольевна Корнева, учитель начальных классов ГБУСОШДО г. Москвы «Класс-центр» и автор пособий издательства «Просвещение» по проектной деятельности.

С первоклассниками мы обычно проводим долгосрочный годовой коллективный проект «Времена года». Как и в любом проекте, выполняемом в начальной школе — особенно в первом классе — работа начинается с выполнения творческих проектных заданий, связанных с темой проекта. Проектные задания помогают гармонично войди в тему и постепенно овладеть метапредметными универсальными учебными действиями (УУД).

Проект «Времена года» начинается со знакомства с единицами измерения времени (от секунды до года), с понятиями живой и неживой природы, с сезонными изменениями. Если детям всё это уже известно, то мы повторяем и обобщаем то, что они знают.

Измерение времени

Затем дети выполняют первый мини-проект — изготавливают из пластилина таблички с названиями месяцев. Этот мини-проект должен погрузить учащихся в тему предстоящего долгосрочного коллективного проекта.

При выполнении этого мини-проекта необходимо учитывать, что к началу школьной жизни некоторые дети не умеют писать и читать. Чтобы исключить ситуацию неуспеха, я заранее готовлю таблички, где названия месяцев написаны простым карандашом. Дети будут «прописывать» слова пластилином, подбирая цвета и стиль пластилинографии.

Кроме того, важно понимать, что на этом этапе дети практически не умеют работать в группах, поэтому, вероятнее всего, некоторые первоклассники откажутся работать в парах или тройках. Таким детям необходимо предоставить возможность выполнять задание самостоятельно.

Когда мини-проект завершён, каждая группа выкладывает карточки с названиями месяцев в столбик (желательно на доске, для всеобщего обозрения), и я предлагаю детям сложить слова из первых букв названий месяцев.

Получается следующая картина: из осенних месяцев складывается слово СОН, из зимних — ДЯФ, весенних — МАМ, летних — ИИА. Дети придумывают ассоциации к полученным словам, например: «Слово СОН означает, что осенью природа готовится к зимнему сну». Получается не только увлекательная, но и очень познавательная игра.

Осенние месяцы

Любой долгосрочный проект должен быть межпредметным. Поэтому дети должны касаться темы проекта на всех учебных дисциплинах. На уроках письма, а в дальнейшем — русского языка они пишут, лепят, делают аппликации букв, слов, связанных с темой проекта. На уроках математики — учатся счету, составляют и решают задачи на материале, связанном с темой проекта.

На уроках обучения грамоте, а в дальнейшем — литературного чтения ученики изучают литературные произведения, связанные с временами года. Прежде всего это стихи русских поэтов — Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина, С.Я. Маршака, А.Л. Барто, В. Берестова, И. Демьянова, А.К. Толстого, А. Плещеева, сказки — как народные («Морозко»), так и авторские («Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена), загадки и пословицы.

На уроках окружающего мира дети изучают сезонные изменения в природе.

На уроках изобразительного искусства и технологии — рисуют, лепят, мастерят все, что связано с темой «Времена года». Учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Технология» уникальны по своей роли в проектной деятельности младших школьников, поскольку позволяют интегрировать в проекте всё, что было изучено на других уроках.

На уроках музыки дети слушают произведения классиков, связанных с временами года: цикл концертов Антонио Вивальди «Времена года», ораторию «Времена года» Йозеф Гайдна, фортепианный цикл «Времена года» Петра Ильича Чайковского, балет «Времена года» Александра Глазунова. Кроме того, вышеперечисленные произведения дети слушают во время рисования, лепки, создания аппликаций.

Завершается годовой проект созданием короткого пластилинового мультфильма. Но первоклассникам пока ещё трудно сделать всю работу целиком, поэтому декорации и героев мультфильма первоклассники слепили самостоятельно, а техническую часть работы выполнила я.

Мультфильм, созданный в конце проекта, очень важен. И важен не для постороннего зрителя, а, в первую очередь, для самих детей: это видимое и слышимое, реально существующее, и чаще всего искренне нравящееся взрослым воплощение детских усилий. Это гордость за умение удивить своим творчеством. Пусть проект и был коллективным, но каждый ребёнок воспринимает его успех как личную победу.

Выполнить проект «Времена года» со своим классом вы сможете, используя наше пособие «Мастерская творческих проектов. 1 класс» ().

Наши контакты

Центр технологического образования АО Издательство «Просвещение»

+7 (495) 789-30-40

technology@prosv.ru

С удовольствием ответим на вопросы про продукцию Центра и сотрудничество

Задать вопрос

Подпишитесь на новости центра

Узнавайте вовремя про новости, вебинары и конкурсы

Напишите Ваш email