Не только тесты: из чего сделаны пособия «Моя будущая профессия»

Издательство «Просвещение» выпустило уже три пособия в серии «Моя будущая профессия». Чем они отличаются от других пособий по профориентации и почему они не состоят из одних тестов? Разбираемся вместе.

Подходов к профориентации существует пять: информационный, диагностико-консультативный, активизирующий, развивающий и практико-ориентированный.

Подходы к профориентации: схема

Диагностико-консультативный подход — это как раз и есть всем известные профориентационные тесты. Да, они помогают поставить «диагноз»: у тебя есть способности к таким-то школьным предметам, а значит, тебе подойдут такие-то профессии. И такие тесты есть в наших пособиях. В 8 классе они сгруппированы по предметам, а в 9 предметы уже объединены в профили обучения и привязаны к тем или иным профессиям. В 10—11 классах ученики определяются с профессиональной ролью, ведь в одной и той же отрасли можно быть как менеджером, так и исполнителем, а то и изобретателем, инноватором, который двигает всю отрасль вперёд.

Результаты тестов помогут ученикам лучше узнать себя, свои склонности, способности, психологические особенности, делающие их подходящими для той или иной профессиональной роли. Но одного этого недостаточно. Результат теста мало что скажет ученику, если тот слабо представляет себе, чем занимается специалист того или иного профиля. Вот почему необходим информационный подход к профориентации — то есть рассказ об обязанностях специалистов, условиях труда, необходимых для той или иной профессии навыках. Не все информационные материалы вошли в наши печатные пособия: всё-таки их объём ограничен. Но дополнительную информацию можно найти на нашем сайте «Моя будущая профессия» (http://mycareer.prosv.ru).

Но читать о профессиях — это одно, а вот примерить их на себя — совсем другое. Для этого в наши пособия обязательно входит практикум. Как вы уже догадались, это частьпрактико-ориентированного подхода. Ученики выполняют задания, решают практические кейсы, а потом анализируют результат: всё ли получилось? интересно ли было? хочу ли я этим заниматься постоянно? Например, тем, кто по результатам тестов видит у себя ярко выраженные способности к гуманитарному профилю, авторы пособий советуют написать рецензию на книгу или фильм, разместить на тематическом форуме или в социальной сети и посмотреть, какую реакцию она вызовет. Удастся ли школьнику изложить свои мысли так, что они будут интересны читателям рецензии? А тем, кто интересуется биологией, предлагается понаблюдать за животными в городе и занести свои наблюдения в дневник. Только обязательно нужно соблюдать правила безопасности (их можно найти в пособии). Никто же не хочет быть покусанным собакой, верно?

Но бывает и так, что интерес к той или иной профессии есть, а вот способностей пока недостаточно, чтобы её освоить. В пособиях даются советы и на этот случай. Такие советы укладываются в рамки активизирующего и развивающего подходов.

И вот ученик проходит все тесты, решает кейсы, выполняет практические задания. А что же теперь делать со всеми полученными результатами? Вот девятиклассник решает, уйти после 9 класса в колледж или продолжить обучение в школе. А вот выпускник 11 класса размышляет, что выбрать — колледж или вуз. Вот старшеклассник размышляет, как составить резюме и найти свою первую работу, а главное — что эта работа даст для будущей профессиональной карьеры. В пособиях «Моя будущая профессия» школьники найдут конкретные рекомендации, как принимать решения во всех описанных ситуациях. Важно отметить, что готовых решений не существует, но с нашими советами школьники смогут выбрать то, что подходит лично им. А значит, они построят собственный образовательный и карьерный маршрут, и мы надеемся, не разочаруются в сделанном выборе.

Наши контакты

Центр технологического образования АО Издательство «Просвещение»

+7 (495) 789-30-40

technology@prosv.ru

С удовольствием ответим на вопросы про продукцию Центра и сотрудничество

Задать вопрос

Подпишитесь на новости центра

Узнавайте вовремя про новости, вебинары и конкурсы

Напишите Ваш email
Ваш вопрос отправлен администратору!