Технология и креативность: зачем придумывать новое применение бумажному стаканчику

Информационный портал для родителей «ЁжикЁжик» опубликовал отрывок из книги Роберта Голинкоффа и Кэти Хирш-Пасек «Знать или уметь». В этом отрывке авторы рассказывают о важности творческого мышления для детей и взрослых. Мы с радостью обнаружили, что многие ситуации, где нужно задействовать творческое мышление, так или иначе связаны с технологией! Придумать нестандартные способы применения бумажного стаканчика, сделать игрушку из втулки от туалетной бумаги, приготовить новое блюдо, догадаться, как ещё можно использовать молоток, — всё это и технологические задачи, и в то же время творческие, изобретательские. Поэтому мы решили поделиться этой публикацией с вами и показать, как важно уметь творчески мыслить и как предмет «Технология» поможет вашим детям развить этот навык.

Сколько вы можете придумать способов применения бумажного стаканчика? Например, для питья, полива растений, как держатель для скрепок и... что ещё? Задумайтесь и отследите, какие идеи придут вам в голову. В 2010 году на обложке Newsweek было объявлено о новой международной болезни — творческом кризисе. Творчество упоминается как важный компонент практически в каждом обзоре навыков XXI века. Американские преподаватели, промышленники и предприниматели, от Harvard Educational Review до Business News Daily, знают, что процветание зависит от креативных открытий. Если сегодняшние специалисты не начнут генерировать больше подобных новшеств, наши дети проиграют рабочие места зарубежным профессионалам или роботам. Как сказал дальновидный мыслитель из мира бизнеса Джон Браун, «я создаю — следовательно, я существую».

Наши дети катастрофически не готовы к растущему спросу лучших работодателей на творческое мышление. Действительно, Кюнг Хи Ким, преподаватель колледжа Уильяма и Мэри в Вирджинии, просмотрел 300 000 оценок по классическому тесту Torrance Creative Thinking. До 1990 года они повышались, а затем, в последние два десятилетия, начали снижаться. В этом тесте людям всех возрастов предлагается дополнить рисунок, добавив к минимальному образу, который они никогда не видели, свои линии и формы. С 1990 года участники получают более низкие баллы. То есть не создают столько оригинальных и уникальных рисунков, как раньше. Кроме того, испытуемые не в силах придумать новые способы использования бумажного стаканчика. Сколько их можете обнаружить вы, и как сильно они отличаются от идей вашего друга? Но кому вообще нужны эти стаканчики и рисунки?

Нам, потому что кривая результатов, идущая вниз, свидетельствует, что мы хуже адаптируемся к быстро меняющейся среде. Если ваш ребёнок попросит новую игрушку, сумеете ли вы сделать её из фольги и рулона туалетной бумаги? Представьте, что ваш автомобиль застрял на льду. Догадаетесь ли подложить доску под задние колеса для сцепления? И это только маленькие повседневные ситуации, с которыми приходится сталкиваться. А как общество будет без креативности решать проблемы бедности и изменения климата?

Отличается ли творчество от интеллекта или сообразительности? Хотя побольше ума ещё никому не вредило, креативность — не то же самое, что интеллект: все мы знаем гениев, которые впадают в панику, если дорога перекрыта, или не могут сообразить, как из остатков продуктов приготовить новое блюдо.

Мы должны уметь критически мыслить, иначе нас не посетят умные идеи. Но даже этого будет недостаточно, если мы не сможем находить новые решения, пользуясь привычными компонентами, — если не станем мастерами на все руки. <…>

Сэр Кен Робинсон, британский эксперт по творчеству и автор книги с отличным названием Out of Our Minds: Learning to be Creative («Образование против таланта») убеждён: есть три неверных представления о том, что значит быть креативным.

Первое: многие считают, что творчество — только для «особых людей» и это не каждому под силу. Если поверить в этот миф, оно станет недоступным для нас, простых смертных. <…>

К счастью, «практически у каждого есть возможность вносить созидательность в разные области знаний. Творчество — не то качество, о котором можно сказать — или оно есть, или его нет». Мы все под одним большим зонтиком креативности!

Искусство Робинсон назвал вторым заблуждением о творчестве: оно не только «для особых людей» (миф 1), но и представляет собой «особые действия» (миф 2). Конечно, в искусстве не обойтись без творческого вдохновения. Но Робинсон имеет в виду, что креативность необходима везде и влияет на все, что мы делаем. <…>

Наконец, третий миф: Робинсон считает, что, употребляя слово «творчество», мы представляем себе человека, бегающего по кругу (иногда с ножницами) в шляпе придворного шута и дико кричащего. Возможно, есть и такие люди, но 99% выглядят иначе. Поскольку креативность требует образования, мастерства, воображения и дисциплины, необязательно иметь причёску Альберта Эйнштейна или носить бюстье Мадонны. Посмотрите в зеркало — и вы увидите творческую личность: креативные люди выглядят так же, как мы. <…>

Можно ли научить творчеству? И что толкает нас давать волю воображению? Как помочь детям стать изобретателями, предпринимателями и крупными мыслителями завтрашнего дня? Как отказаться от того, что психологи называют функциональной фиксированностью, — это странное словосочетание означает, что мы не можем представить, например, как ещё использовать молоток, если не для забивания гвоздя? А молоток может стать и дверным замком, и пресс-папье, и... [заполните пробел сами]. Быть креативным означает мыслить вне шаблонов.

Помните задачу с девятью точками? Возможно, отсюда и произошло выражение outside the box [дословно «вне коробки», т.е. нешаблонно, нестандартно — Издательство «Просвещение»]. Представьте девять точек, выстроившихся в квадрат из трёх одинаковых рядов по три с одинаковыми промежутками. Требуется соединить все точки, используя не более четырёх прямых линий и не отрывая ручки от бумаги. Единственный способ добиться успеха — в буквальном смысле выйти за рамки квадрата, образованного рядами точек. Большинство отчаиваются, пытаясь решить эту задачу, потому что мы подсознательно убеждены: нельзя выходить за пределы линий. Как только нам показывают, что есть и другой подход к проблеме, — вуаля! Успех!

Издательство «Просвещение» рекомендует:

Помогайте детям развить творческое мышление с нашими изданиями для внеурочной деятельности. Они увидят, как из макарон получаются ёлочные украшения, из газетных трубочек — панно, а потом и сами попробуют сделать что-то подобное. Они придумают и снимут собственный пластилиновый мультфильм, выпустят книгу сказок, научатся сочетать, казалось бы, несочетаемые материалы при изготовлении коллажа. Творите вместе с нами!

Тетрадь проектов к УМК Роговцевой Н.И. и др.Мастерская творческих проектов (УМК Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой)

Наши контакты

Центр технологического образования АО Издательство «Просвещение»

+7 (495) 789-30-40

technology@prosv.ru

С удовольствием ответим на вопросы про продукцию Центра и сотрудничество

Задать вопрос

Подпишитесь на новости центра

Узнавайте вовремя про новости, вебинары и конкурсы

Напишите Ваш email
Ваш вопрос отправлен администратору!