7 упражнений, чтобы развить креативность

Креативность - это одна из четырех самых значимых на сегодняшний день компетенций по всем рейтингам, спискам и прогнозам футурологов. Почему? Просто она почти не поддается автоматизации, ведь компьютер может "скреативить" текст, картину или музыку только из уже готовых элементов. Если вам интересны другие важнейшие компетенции, то это коммуникабельность, командная работа и критическое мышление. Вместе с креативностью они образуют концепцию 4К.

Креативность - компетенция, которая дается нам с рождения. И считается, что самые творческие люди - это именно маленькие дети. Так, один из самых известных спикеров TED Talks, педагог и исследователь креативности, Sir Ken Robinson приводит исследование творческого (дивергентного) мышления. Оно показывает, что из 1500 детей-дошкольников 98% проходят тест на креативность с высочайшими показателями, близкими к гениальности. И только 50% из этих детей достигают такого же высокого уровня креативности в возрасте 8-10 лет. С возрастом и под воздействием школьного обучения все меньше детей продолжают мыслить разнообразно и творчески. Но, как и любой другой навык, креативность можно развить.

"Технология" – это творческий предмет, который представляет большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. У каждого ребенка существует потребность в творческом самовыражении, а учебный предмет "Технология" как никакой другой предмет способствует этому.

Принятая в 2018 году Концепция технологического образования заявляет, что целью уроков технологии является создание условий для формирования креативного и критического мышления, технологической грамотности, а также компетенции, необходимые для выстраивания образовательно-профессиональной траектории развития учащихся.

 

Давайте потренируем креативность!

 

7 упражнений для развития креативности

1. Бином фантазии. В книге "Грамматика фантазии" Джанни Родари предлагает инструмент "бином фантазии", который, как волшебная палочка, создает сказку из ничего. Для фантазии необходимо соединить две несоединимые вещи: шкаф и си-бемоль, собаку и табакерку. Сказка появится тогда, когда вы эти два предмета начнете соединять историей, цепочкой ассоциаций. Попробуйте придумать и записать свою первую сказку.

2. Впустите новую информацию. Вы привыкли читать одни и те же статьи в интернете, получать рассылки на почту или искать в интернете новости. Попробуйте немного "перебаламутить" привычный поток информации. Сходите к газетному киоску и возьмите что-нибудь, что вы никогда не читаете: "7 дней", "Forbes" или "Авторевю", это неважно. Прочитайте и попробуйте разобраться, каких взглядов и убеждений придерживаются редакторы. Что ими руководит, когда они пишут именно это? Чем их взгляды отличаются от ваших?

3. Связывайте. Это советует один известных авторов Майкл Микалко, офицер американской армии, который занимался распространением техник креативности в НАТО. Если вы чувствуете, что наступает застой или одолевает скука, отправляйтесь в магазин, на ярмарку, выставку, в библиотеку, музей, на блошиный рынок, в городок народного творчества, игрушечный магазин, школу. "Выберите наугад любой предмет и попробуйте установить связь между ним и той проблемой, которая вас занимает. Бродите, смотрите по сторонам и ждите, когда что-нибудь привлечет ваше внимание. Это непременно случится. Ум подобен растению, расцветающему на одной почве и чахнущему на другой".

4. Карта эмпатии. Карта эмпатии как отдельный инструмент включена в учебный план Стенфордской школы дизайна. Она помогает перевоплотиться в другого человека и начать думать как он. Представьте себе знакомого или, наоборот, чужого человека в ситуации, например, покупки нового телефона и начинайте отвечать на вопросы: "Что он сейчас думает?" "Чего хочет?" "Что слышит и что видит?"

Составляя карту эмпатии, вы научитесь разбираться в мотивах и эмоциональных состояниях других людей. Ее активно используют дизайнеры, маркетологи и предприниматели для понимания потребностей потенциальных клиентов.

5. Безумный архитектор. Попробуйте примерить на себя роль архитектора и спроектировать, к примеру, свой загородный дом или дачу. Умения рисовать и чертить здесь не важны. Главное – сам процесс. Только заказчик попался придирчивый! Сначала запишите на листе бумаги 10 любых существительных. Апельсин, ваза, лужайка, вода, томат – все, что приходит в голову. Представьте, что эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом.

Например, “апельсин” – выкрасите стены загородного дома в оранжевый цвет, “вода” – пусть перед домом будет прудик с водопадом или небольшой фонтан, “томат” – это красные рыбки в пруду или занавески в горошек на окнах и т.д. Просто дайте волю своей фантазии, включите креативность.

6. Кто может вылупиться из яйца? Упражнение родом из детства и отлично подходит для детей. Вы же знаете, что Сальвадор Дали считал самой идеальной природной формой яйцо. Мы будем делать все идеальным. Возьмите лист бумаги и карандаши. Нарисуйте на листе яйцо, а потом пририсуйте новые детали к яйцу так, чтобы получился новый предмет или животное. Из вашего яйца может вылупиться лягушка или космическая бесконечность. Модификацией этой игры является "Клякса". В нее можно играть всей семьей. Один рисует на листе бумаги кляксу, а второй "оживляет" ее с помощью деталей и новых элементов, чтобы получился предмет или животное.

7. Меняйте углы зрения на проблему. Взгляните на рисунок и скажите, какая из фигур самая широкая?

На самом деле все они одинаковые. Но чем больше частей в квадрате, тем шире он кажется. Этот эффект был впервые продемонстрирован в 1895 году Опелькундтом и с тех пор носит его имя. Таким же образом при делении проблемы на части суть ее нисколько не меняется, но может измениться ваше понимание проблемы, что, в свою очередь, приведет к возникновению новых идей.

Упражняйте свою креативность!

Определеить свою склонность к творческому профилю вы можете с помощью учебного пособия "Моя будущая профессия. 9 класс". Пособие разработано сотрудниками Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», имеющими многолетний опыт психологического и профориентационного тестирования старшеклассников и абитуриентов. Оно содержит информацию об основных профилях образования, специально разработанные диагностические средства (тесты), призванные помочь учащимся определиться с их склонностями и способностями, а также конкретные рекомендации по построению образовательного маршрута на основе полученных результатов.

Источник: https://proforientator.ru/publications/articles/7-uprazhneniy-chtoby-razvit-kreativnost.html

Наши контакты

Центр технологического образования АО Издательство «Просвещение»

+7 (495) 789-30-40

technology@prosv.ru

С удовольствием ответим на вопросы про продукцию Центра и сотрудничество

Задать вопрос

Подпишитесь на новости центра

Узнавайте вовремя про новости, вебинары и конкурсы

Напишите Ваш email
Ваш вопрос отправлен администратору!